Пристрастие к азартным играм (лудомания, гемблинг)
Игры с элементами удачи и случайности вызывают охотничий азарт. Когда-то он помогал нашим предкам проявлять настойчивость в поиске пищи, а сегодня стал причиной популярности азартных игр.
В первый раз подросток играет из любопытства, от нечего делать или за компанию. Первые удачи радуют, а процесс игры предстает в новом восхитительном свете. Потом игрок пытается повторить свой выигрыш, однако наступают закономерные поражения. Но вместо потери интереса к игре они, напротив, только стимулируют дальнейшую заинтересованность, поскольку в дело вступает азарт. Постепенно притягательная сила вероятного выигрыша затмевает все доводы разума и окружающих. Первоначальное удовольствие от игры сменяется отчаянными попытками доказать себе необходимость её продолжения. Для игрока не существует ничего, кроме игры. Она съедает всё время и все деньги. Игра – его единственный пламенный мотив, побеждающий не то что здравый смысл, а стремление к выживанию. Копящиеся долги, нарушение социальных связей, потеря социального статуса, трудноразрешимые жизненные задачи, проблемы с законом – главные спутники патологического игрока.
Приверженность идеологиям (вовлечение в секты, движения с деструктивной направленностью)
Люди отличаются от животных способностью образовывать очень большие коллективы. Причём коллективы создают не только родственники или знакомые, но и незнакомые между собой люди.
Доверие – это общественный договор между людьми о равноценном обмене социальными благами. Под видом полезных социальных благ предлагают разного рода «подделки». Самый яркий пример такого обмана – это всевозможные мошеннические и деструктивные организации, привлекающие излишне доверчивых подростков.
Для вовлечения в такие организации используют нехитрую последовательность ложных идей, которые подросток постепенно принимает как сами собой разумеющиеся:
- если чуда не происходит, значит, мы проявляем недостаточную настойчивость;
- именно в бессмысленной ритуальной деятельности сокрыт главный смысл, и однажды он откроется;
- есть новые ступени, на которых после соответствующего посвящения будут даны секретные знания, недоступные остальным непосвящённым;
- «эффект семьи»: окружающий мир и обычные люди – неудачливы, глупы или враждебны;
- необходима изоляция от окружающего мира, проповедование ценностей организации или, в отдельных случаях, прямое противодействие «неверным»;
- наличие морального долга человека перед организацией;
- «повязанность» после втягивания в криминальные действия – «назад дороги нет»;
- прямые и косвенные угрозы жизни в случае выхода подростка из организации.
Важно подчеркнуть, что жертвами разного рода сект и фанатами идеологий становятся люди, у которых снижено критическое мышление, недостаточно широкий жизненный кругозор, недостаток навыков общения в обычных коллективах.
Подросток, попавший под влияние какой-либо идеологии, демонстрирует по сути такое же поведение, какое мы рассматривали на других примерах зависимого поведения. Поначалу ему может очень нравиться новое сообщество. Обычно новичкам демонстрируется полное радушие, предлагаются бесплатные поездки, участие в интересных мероприятиях, встречи со значимыми людьми. Но поскольку идеи, знания или практики, предлагаемые мошенническими организациями, являются ложными, они не приносят удовлетворения их адептам. Богатство не появляется, духовное просветление не приходит, болезни не исчезают, а окружающий мир не реагирует на воззвания.
Тогда человек может разочароваться в своих новых идеях и покинуть организацию. Либо он начинает терять критическое мышление и всё больше погружаться в чужой псевдомир.
Таким образом, человеку можно годами «морочить голову», тем временем вынуждая его работать на себя, жертвовать деньги, имущество или совершать преступления. Причём таких людей чрезвычайно трудно убедить в том, что они попали в зависимость от обычных мошенников, даже если привести для этого самые очевидные доказательства. Итогом зависимости от идеологий может стать потеря всего, что составляет нормальную жизнь.
Чтобы подросток не попал под чужое деструктивное влияние, необходимо прилагать усилия для формирования в нем независимости, самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки. Также необходимо создавать атмосферу доверия и принятия в семье с раннего детства.