Семейный помощник Тверской области
Мои льготы Узнать
Профилактика девиантного поведения. ч.1

Переходный возраст – тот возраст, когда твои родители внезапно начинают вести себя неадекватно.

                                                                                                                                             Неизвестный подросток

Подростковый кризис
Он приходится на возраст 11–15 лет и связан с бурными изменениями в физиологии человека, которые затрагивают все стороны его жизни. Подросток уже не может думать о себе просто как о ребёнке. Половое созревание вынуждает его осваивать роль мужчины или женщины и впервые почувствовать себя взрослым.
Подростки ориентируются в своём поведении на образцы мужественности или женственности, которые они перенимают, в первую очередь, от родителей. В этом возрасте резко повышается интерес к своей внешности и оценке восприятия себя окружающими.
Повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, быстрая возбудимость, неудовлетворённость собой, физическое и душевное недомогание, а также драчливость и капризность – обычные проявления «гормональных бурь» – быстрого физического и биохимического развития организма подростка. 
Подростки перестают делиться с родителями информацией о своей личной жизни. Любое замечание в адрес ребёнка способно вызвать всплеск эмоций, ссору и конфликт. Подростки начинают стесняться словесных и тактильных выражений любви со своими родителями. 
В то же время подростка тянет в компанию сверстников, которые теперь становятся главным кругом общения. Там они начинают применять навыки социализации на практике – впервые заводят собственный круг знакомств независимо от взрослых и учатся выстраивать отношения в группе: приобретают социальный статус, осваивают социальные роли.
В своей компании подростки удовлетворяют одну из базовых потребностей человека – принадлежности к группе, которая в этом возрасте для них предстаёт маленькой моделью всего общества. Именно поэтому подростки обычно очень болезненно реагируют на неудачи и неодобрение со стороны других сверстников.
Важными становятся мировоззренческие вопросы и поиск ответов на них. В этом возрасте у человека впервые складывается собственная картина мира, и ему важно понять её границы, ответить самому себе на вопросы о пределах возможностей поведения и познания: что находится за пределами дозволенного, известного, познаваемого?
У большинства подростков этот интерес обычно реализуется в повышенном увлечении интернетом, фильмами и другими источниками информации, помогающими разобраться в сложных вопросах. Если у подростка нет возможности получать достаточно конструктивных знаний об окружающем мире, он может начать испытывать тягу к опасным вещам: травматичным видам спорта, небезопасным и криминальным приключениям или опьяняющим веществам.

Подражание взрослым – один из инстинктивных способов обучения, приспособления к окружающему миру, которым дети пользуются неосознанно. Подростки подсознательно ищут фигуру лидера среди взрослых специально для подражания ему. Поэтому взрослые, рассказывающие детям о необходимости здорового образа жизни, сами должны поддерживать хорошую физическую форму и быть свободными от вредных привычек. А родители, которые не хотят, чтобы их дети были склонны к насилию и жестокости, сами должны демонстрировать разумное и взвешенное поведение в семейных и прочих конфликтах.