Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
- формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
- следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
- координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учитель (учителя) класса. обсуждает с учителем:
- цели и задачи своей работы;
- возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
- каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и другие дети
- следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
- объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
- если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и родители
- рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
- отвечает на вопросы родителей.
Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе (И.В.Карпенкова)
Ребенок с ОВЗ и учитель. Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции.Для этого тьютор:
- привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;
- «Смотри на доску»;
- «Возьми ручку, пиши»;
- «Открывай учебник»;
- «Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор. Ребенок выполняет рекомендации тьютора.
Для этого тьютор:
- следит за организацией рабочего пространства ученика;
- соотносит задания учителя с возможностями ученика;
- если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.
Ребенок с ОВЗ и другие ученики. Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему.
Для этого тьютор:
- наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и родители. Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором.
Для этого тьютор:
- помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.