Семейный помощник Тверской области
Мои льготы Узнать
Рекомендации родителям по стимуляции речевого развития

При развитии общения ребенка со взрослым необходимо стимулировать стремление установить и продлить жестово-мимический, эмоциональный, контакты, включить малыша в практическое сотрудничество со взрослым. На третьем году жизни особое внимание нужно уделять восприятию ребенком своего сверстника и взаимодействию с ним: здороваться и прощаться, протягивать ручку, делиться игрушками.

Двигательные умения необходимо включать в повседневную жизнь и практическую деятельность. Все бытовые умения и навыки отрабатывать сначала в пассивно-активной форме (с помощью взрослого), затем постепенно уменьшать роль взрослого, добиваясь того, чтобы ребенок овладевал самостоятельным выполнением различных действий.

Необходимо стимулировать познавательный интерес, активность и настойчивость в овладении навыками, развивать целенаправленность деятельности и желание добиться ее результата. Для их развития применяются различные игры и игровые ситуации с использованием ярких игрушек.

При формировании процессуальных и предметно-игровых действий необходимо использовать наборы игрушек – куклы с комплектами одежды, наборы посуды, наборы мебели с постельными принадлежностями, машинки, наборы строительного материала, мячи, мягкие игрушки. 

Первоначально взрослый выполняет процессуальные и предметно-игровые действия с игрушками, пытаясь вовлечь ребенка в игру. Например, предлагает покормить куклу, причесать её, уложить спать, одеть на прогулку. При создании игровой ситуации использует выразительные жесты. Из набора строительных материалов выполняют различные постройки, предлагая ребенку принять участие в строительстве, катают в машине игрушки.

Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, активно используя жесты и мимику. Например, говоря о большом предмете, можно развести руки в стороны, широко открыть глаза, поднять брови и произнести громким низким голосом: «О-о!»; «Какой большо-о-ой!». Описывая маленький предмет или игрушку, указательным и большим пальцами можно показать: «такой ма-а-аленький», а голос сделать более тонким, тихим, ласковым. Необходимо активно использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету и помочь ему запомнить то слово, которое обозначает этот предмет.

Необходимо использовать разнообразные предметы и игрушки, которые привлекут внимание ребенка своей яркостью, формой, текстурой. Желательно дать предмет в руки ребенка, показать, какое действие можно с ним совершить. Можно спрятать предмет на глазах у малыша под платком или подушкой и попросить его найти. Обязательно нужно объяснять все свои действия с предметами. Комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы-игрушки и действия с ними.

При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками