Семейный помощник Тверской области
Мои льготы Узнать
Игры и задания для развития детей дошкольного возраста со сходящимся косоглазием и амблиопией.

В настоящее время в нашей стране растет количество детей, имеющих нарушенное зрение. Дети с нарушенным зрением делятся на следующие группы.

  1. Слепые: тотально слепой, слепой со светоощущением, слепой с остаточным зрением.
  2. Слабовидящие: тяжелой, средней и легкой степенями
  3. Дети с функциональными расстройствами зрения(ФРЗ).

Дети с косоглазием и амблиопией относятся к третьей группе детей. Под косоглазием понимают такое нарушение глазодвигательной функции, характеризующейся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Косоглазие делится на содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие представлено следующими видами:

  • периодическое,
  • постоянное,
  • монолатеральное (косит один глаз),
  • альтернирующее (попеременно косят оба глаза),
  • сходящееся (глаз отклоняется от точки фиксации к носу),
  • расходящееся (глаз отклоняется к виску),
  • суправергирующее (косоглазие кверху),
  • инфравергирующее (косоглазие книзу).

Под амплиопией (amblyopia; греческий amblys — слабый и opsis — зрение) понимают понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора. По этиологическому признаку различают несколько видов амблиопии дисбинокулярную, обскурационную, анизометропическую, рефракционную, истерическую. Некоторые авторы выделяют амблиопию врожденную и амблиопию от неупотребления. При амблиопи и косоглазии у ребенка наблюдаются особенности в развитии детей.

Зрительное восприятие характеризуется неполнотой, неточностью, фрагментарностью, замедленностью, обеднённостью. Так как снижен уровень чувственного опыта, то наблюдается замедленный ход развития всех познавательных процессов. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются нарушение в двигательной сфере, в развитии ориентировки в пространстве, на собственном теле, на листе бумаги. Также у таких детей имеются нарушения в эмоционвальноволевой сферы, проявляющиеся в неуверенности, замкнутости, скованности, проявлении беспомощности в социально-бытовых ситуациях.

Для того, чтобы корректировать и развивать навык пространственной ориентировки на листе и зрительно-моторную координацию дефектологом Журавлёва Т.М. используется техника оригами. В начале дети учатся определять верхний и нижний углы листа, делать линию сгиба, совмещать нижний угол с верхним. Детям предлагались следующие модели к выполнению:

Также учителем -дефектологом Кузнецовой И. В. для работы с детьми, направленной на развитие восприятия, внимания, зрительно-моторной координации использовалось пособие «Прозрачный мольберт»[2]. Данное пособие сделано из стекла, которое ставится вертикально. Вот ряд упражнений для работы на данном пособии:

  • Упражнение «Солнышко лучистое». Дети работают в паре. На прозрачном мольберте картинка солнышка без лучей и предлагает превратить его в теплое солнышко, подрисовав лучи. Два ребёнка стоят, друг напротив друга, подрисовывают поочередно пальчиками лучи к солнышку. Другим детям было предложено чередовать в рисовании длину лучей: один рисует длинные лучи. Другой короткие.
  • Упражнение «Тир». Тифлопедагог на мольберте рисует яркую точку – это стрелок в тире. Ребенок с противоположной стороны в разных местах рисует точки – мишени. По сигналу ребёнок делает выстрел – проводит, не отрываясь от стекла прямую линию до заданной мишени. Выстрел точный, если линия прямая, проведена одним движением.
  • Упражнение «Копирование». Ребенок рисует одновременно двумя руками, что способствует развитию координированных движений рук, подвижности кистей рук, расширению поля зрения.
  • Упражнение «Вершки — корешки» На поверхности стекла располагаются силуэтные изображения овощей. Ребенку предлагается отыскать правильный силуэт и выделить его, закрасив нужным цветом. Так же после рассматривания муляжей и иллюстраций овощей можно предложить по памяти нарисовать овощ.

Таким образом, дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием имеют особенности в психическом развитии и нуждаются в коррекционно-развивающем обучении, в котором могут использоваться нкетрадиционные игры и пособия.

Список литературы

  1. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ 2-е изд-- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486
  2. Подколзина В. А. Справочник окулиста Саратов.: «Научная книга»,2014.-164с
  3. Плаксина Л.И Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999.-300с

Интернет ресурсы

  1. Журавлёва Т.М. Оригами в развитии зрительно-моторной координации дошкольников с амблиопией и косоглазием. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshkolnik.ru/zrenie/24668-origami-v-razvitii-zritelnomotornoiy-koordinaciidoshkolnikov-s-ambliopieiy-i-kosoglaziem.html, свободный–Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.09.2020)
  2. Кузнецова И. В. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshkolnik.ru/zrenie/22024-innovacionnye-sredstvaobucheniya-v-korrekcionnorazvivayuscheiy-rabote-s-doshkolnikam.html, свободный – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.09.2020)
  3. Карасева И. Л. и Караборина И. А. Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ[Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshkolnik.ru/zrenie/21682.html свободный–Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.09.2020)