Нервно-психическое развитие ребёнка представляет собой сложный процесс. Для нормального психофизического развития ребёнка необходимы следующие условия: нормальное функционирование головного мозга, физическое здоровье ребёнка, сохранность органов чувств и благополучие социальной среды.
Биологический фактор является основой психического развития, социальная среда его источником, активное взаимодействие ребёнка с окружающим – движущей силой психического развития.
Наличие нарушений в работе органов и систем организма замедляют темп усвоения нового и своевременный переход ребёнка с одного уровня психического развития на другой более сложный, а также приводят к трудностям социальной адаптации.
С клинической точки зрения к детям с риском нарушения психического развития различной этиологии могут быть отнесены дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с эмоциональными расстройствами, дети с задержкой темпов речевого развития.
Выделяют следующие группы детей с риском нарушения развития:
- Дети с неочевидными после рождения, но выявляющимися на первом году жизни ограничениями здоровья и проблемами психического развития. Это дети с риском формирования нарушений эмоционально-волевой сферы; задержки психического развития разной природы, системного недоразвития речи разной степени тяжести, нарушений интеллектуального развития разной степени тяжести.
- Дети без очевидных ограничений здоровья, но с выявляемыми в течение первого года жизни рисками задержки психического развития в связи с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка в семье. Если в прошлом подобные риски возникали в семьях социально неблагополучных, где близкими уделяется недостаточно внимания ребенку, то в настоящее время они присутствуют и в семьях с высоким уровнем доходов, где родители тоже недостаточно взаимодействуют со своим ребенком, передоверяя эти функции приглашенному и часто меняющемуся персоналу.
- Дети с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших медико-биологических и цифровых технологий (например, глухие дети, прошедшие кохлеарную имплантацию).
В норме ведущей деятельностью детей младенческого возраста является эмоционально-личностное общение с близким взрослым. Этап младенчества завершается кризисом первого года жизни, когда благодаря обретению возможности самостоятельно передвигаться, создается новая социальная ситуация развития.
Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметно-орудийная. Она связана с овладением умениями использовать предметы по назначению. В этот же период преимущественное развитие имеет познавательная сфера; формируются такие психические процессы, как речь, мышление, внимание, память. Завершается период раннего возраста кризисом трех лет — кризис «Я сам». В это время происходит коренная перестройка отношений между малышом и взрослым, возрастает уровень самостоятельности ребенка.
У детей с риском нарушения психического развития в младенческом периоде эмоционально-личностное общение с матерью не становится ведущей деятельностью. Основные этапы развития на первом году жизни у ребенка остаются незавершенными.
К концу периода новорожденности у детей с риском нарушения психического развития отсутствует четкая ориентация на процессы сна, бодрствования и кормления, не вырабатывается правильное реагирование на смену режимных моментов. В три месяца у детей остается несформированным комплекс оживления.
В пять-шесть месяцев ребёнок не ориентируется на лицо близкого взрослого: не рассматривает лицо, он не ищет взгляд, не выражает отрицательных реакций на появление «чужого» взрослого.
На этапе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка с риском нарушения психического развития отсутствуют активные ориентировочные реакции на слуховые и зрительные стимулы, нет у него потребности и в новых впечатлениях. К десяти месяцам такой ребенок с трудом удерживает игрушку в руках, не стремится проследить за ней взглядом, не ищет игрушку, спрятанную взрослым. Первые предметные действия не появляются даже к году.
Многие из детей минуют этап переворота со спины на живот и с живота на спину. У большинства из них этап ползания весьма короткий либо отсутствует. Многие дети начинают сидеть раньше, чем ползать, а овладение навыком ходьбы начинается либо рано (к девяти-десяти месяцам), либо после пятнадцати-шестнадцати месяцев.
Речевое развитие детей имеет следующие особенности: в три месяца отсутствует активное гуление, почти отсутствуют вокализации; лепет возникает лишь в раннем возрасте, к двум годам оформляясь в виде отдельных слогов. К трем годам появляются отдельные слова. Формирование понимания обращенной к ребенку речи также задерживается: отсутствуют указательный жест, фиксация взгляда на двигающихся губах взрослого, действия по речевой инструкции.
Наряду с отставанием в формировании психических функций у детей отмечаются особенности физического развития: неловкость, неуклюжесть, отсутствие гибкости и координации в действиях крупных и мелких мышечных групп.
Дети с риском нарушения психического развития в раннем возрасте не проявляют активной ориентировки на предмет: «Что это? Что с этим можно делать?». Предметы не являются стимулами для развития их познавательной активности.
К концу третьего года жизни у детей не складывается делового общения со взрослым, они не готовы к сотрудничеству с ним и со сверстниками, у многих из них отсутствуют активные подражательные способности.
На фоне отсутствия делового общения со взрослыми и интереса к взаимодействию со сверстниками малыш испытывает колоссальные трудности при переходе из одной социальной ситуации в другую. В одних случаях такой ребенок долго привыкает к режимным требованиям и пространству дошкольного учреждения, в других — не может расстаться с матерью или близким взрослым, в третьих — становится унылым и пассивным, не реагируя на окружающую действительность, не замечая вокруг себя детей и взрослых.
Ребенок, родившийся с риском нарушения психического развития, оказывается в состоянии неравных возможностей по сравнению со сверстниками. При этом его потребность в заботе и любви близких, удовлетворении коммуникативных контактов находится на высоком уровне, иногда превышающем потребности ребенка с нормативным развитием, у которого формирование важнейших нервно-психических процессов будет осуществляться спонтанно. Для того чтобы осуществить «равный старт» на этапе раннего онтогенеза, необходима педагогическая поддержка.